Декоративно-прикладное искусство своими руками: варианты народов севера

Декоративно-прикладное искусство своими руками: создаем удивительные поделки из подручных средств

Люди издавна стремились украсить все что их окружает, свое жилище, одежду, утварь. Мастера славились не только качеством изделий, но и их красотой. В каждый предмет, сотворенный рукой умельца, была вложена душа и свое собственное видение окружающего мира. И в наше время существует огромное количество видов декоративно-прикладного искусства, создают мастера настоящие шедевры своими руками, используя технологии предков и добавляя собственные изобретения и новшества.

Прикладное искусство — это целый пласт культуры народов и великое множество разнообразных поделок, применяющихся в самых различных областях быта, имеющих практическое применение и приносящих эстетическое удовольствие. В современном мире существует колоссальное количество различных видов прикладного творчества, в ход идут абсолютно любые подручные средства – бумага, бисер, нитки, ленты, солома, дерево, ткань, кожа, мех и многое другое. Используются разнообразные техники и различные способы обработки материалов. Например, самая простая бумага является основой в таких техниках как – оригами, бумагопластика, радужное складывание, квиллинг, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание и это лишь основные направления.

Снегурочка, выполненная в технике работы с бумагой – квиллинг:

С детства мы приучены создавать поделки, приуроченные к каким-либо событиям и праздникам, для кого-то это остается лишь детским развлечением, а для кого-то становится увлекательным хобби и даже работой. Каждый творческий человек находит для себя занятие по душе, ведь выбрать действительно есть из чего. Техники вязания, шитье, лепка, резьба по дереву, вышивка, бисероплетение, рисование, аппликация, лепка из различных материалов, мыловарение, фильцевание и многое другое, а также сочетание нескольких техник – любой подберет для себя сферу воплощения собственных творческих порывов, независимо от пола и возраста.

Изучаем пошагово декоративно-прикладное искусство своими руками

Шитье одно из крупных разделов прикладного искусства. Оно включает в себя как традиционное изготовление одежды и предметов быта. Так и декоративные техники:

  • вышивка – крестиком, гладью, лентами и т.д.;
  • лоскутное шитье или квилтинг – соединение кусочков тканей в целые полотна, с определенным рисунком, используется для создания одеял, одежды и т.д.;
  • цумами канзаши – техника складывания кусочков шелка, схожа с оригами, но в основе изделий лежит ткань.

Вязание также имеет множество форм, вязание крючком и спицами, на вилке, тунисское вязание, жаккардовое вязание и прочее.

К видам рукоделия где применяется технология плетения традиционно относят следующие виды искусства:

  • бисероплетение;
  • ганутель;
  • макраме;
  • плетение кружева.

Бисероплетение – один из древнейших видов создания украшений. Зародилось оно еще среди древних египтян, научившихся плести ожерелья и браслеты из бисерных нитей. Расцвет данной техники пришелся на Х век, тогда венецианские умельцы начали создавать настоящие произведения искусства, а украшенные бисером одежда, обувь и предметы обихода стали очень популярны. Американские аборигены создавали из бисера колыбели, повязки, украшения. Интересны также изделия народов севера, которые украшали бисером шубы, унты, головные уборы и даже оленьи упряжки.

Ганутель – традиционная мальтийская техника создания цветов при помощи тонкой проволоки, шелковых нитей и бусин.

Макраме – древняя техника узелкового плетения.

Техники обработки дерева.

Обычно техники работы с деревом традиционно считаются занятием для мальчиков, однако существует немало примеров, когда представительницы прекрасной половины находят себя именно в выжигании по дереву, выпиливании или резьбе.

Перечислять виды прикладного творчества можно бесконечно. Оно нашло свое отражение практически во всех сферах нашей жизни. Талантливый мастер находит вдохновение во всем – в одежде, обуви, украшениях, сумках, предметах быта и домашней утвари.

Если вам хочется сделать приятный подарок себе и своим близким своими руками, то не стоит бояться неудачи. Обязательно нужно пробовать, перебирать разные техники, работать с различными материалами, искать себя, ведь народный опыт, нажитый веками, подарил нам огромное разнообразие видов прикладного искусства. И не важно к какому поводу будет приурочен ваш подарок, к новому году или юбилею, к пасхе или дню рождения, а может быть просто к вашему выходному. Главное, что любая вещь, сделанная своими руками, несет в себе ваше тепло, заботу и способна подарить самые настоящие, радостные и живые эмоции.

Читать еще:  Декоративный узел: обезьяний кулак по видео-подборке

Видео-подборка по теме статьи

Декоративно-прикладное искусство

Истоки декоративно-прикладного искусства Русского Севера коренятся в художественных традициях Древней Руси, обусловленных природно-климатическими условиями региона, историей, формами хозяйствования и бытовым укладом населения. Локальные художественные центры на территории бывших Архангельской, Олонецкой и Вологодской губерний складывались под влиянием монастырской культуры, традиционной эстетики финноугорских народов (карел и коми), официальных стилей эпохи и пр. Это определило стилистическое многообразие народных художественных традиций Русского Севера.

Сохранившиеся памятники декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ века тесно связаны с бытовым и общественным укладом северной русской деревни, изготовлением широкого круга вещей, сопровождавших крестьянина в праздники и будни. Крестьянское искусство развивалось преимущественно в рамках домашних производств, женских и мужских ремесел. Изготовление и украшение тканей, вязание составляли занятия женщин, мужские ремесла были связаны с обработкой, изготовлением, декорированием изделий из дерева, металла, кости, производством гончарной посуды. Помимо домашних ремесел на территории Русского Севера получили развитие сельские, монастырские и городские промыслы, которые специализировались на изготовлении коробов и расписных саней, резных и расписных прялок, гончарной посуды, золотошвейных, медно-литейных и других изделий.

В узорном ткачестве, вышивке, вязании, резьбе по дереву, с одной стороны, сохранились древнейшие мотивы геометрического орнамента, связанные с языческой символикой, отголосками мифологических верований; с другой – в них отражено развитие бытового (повествование, сюжет) жанра в народном искусстве конца XIX – начала ХХ века. В изделиях народных мастеров различные виды орнамента нередко переплетаются, обретая художественное единство.

Декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено разнообразными видами художественного творчества. Едва ли не самыми распространенными из них являлись узорное ткачество и вышивка. Браное и ремизное ткачество бытовало повсеместно, особенно в северных, северо-восточных и центральных районах Архангельской губернии. При существовании локальных особенностей для ткачества присуща единая традиционная основа – использование ромбического орнамента, выполненного красными хлопчатобумажными нитками по отбеленной ткани, фризовая композиция, крупноузорность, монументальность. Вышивка более разнообразна. Исполненная в технике «набора», «брани», «креста», она напоминает диагональные узоры браного ткачества; шов «росписью» («полукрест»), распространенный в западных районах, особенно в Каргополье, давал более легкий, подвижный рисунок. Со второй половины XIX века становится популярной вышивка тамбуром, в конце XIX века в северорусскую вышивку проникают городские техники, например, гладь.

Тканые и вышитые узоры всегда точно соотносились с вещью. Особенно значима роль орнамента в одежде: обрамляя края, он как бы очерчивал фигуру древними обережными знаками. Общетипологическая особенность – орнаментирование затылочной части женских головных уборов (кички, повойника) несло в себе функции охраны человека и его связи с космосом. Со второй половины XIX века широкое распространение получила набойка как способ оформления домотканых тканей, идущих в основном на сарафаны, а также скатерти, пологи, занавески. Обычно набойки выполнялись мастеровыми, которые ходили по деревням с набойными досками и «набивали» узор на ткань.

Современное декоративно-прикладное искусство Русского Севера представлено тканьем напольных дорожек, декоративными тканями из цветного лоскута, вышивкой крестом и гладью, крючковым кружевом. Традиционная техника и приемы декорирования сохраняются в основном в творчестве отдельных мастеров, как правило, работающих по заказам для музеев, выставок, художественных салонов. Повышенная декоративность, отход от утилитарности стали приметными чертами создаваемых ими произведений. В 1968 году в Архангельске было организовано предприятие народных художественных промыслов «Беломорские узоры», где осваиваются и творчески используются в современных изделиях традиции народной северной вышивки, ткачества, кружевоплетения, резьбы и росписи по дереву.

Читать еще:  Декор коробки своими руками тканью: мастер класс по декорированию с видео

Декоративно-прикладное искусство народов Севера как часть их традиционной культуры сложилось под влиянием природных условий, хозяйственных занятий и верований, но главным образом бытового уклада. Тесно связанное с домашним производством, оно было необходимой эстетической составляющей при изготовлении множества утилитарных вещей и предметов, декорировании одежды, обуви, головных уборов, предметов быта, утвари, орудий труда, средств передвижения, жилищ и других сооружений. Северные мастерицы использовали для своих изделий все доступные им материалы – мех, камус, ровдугу и мандарку, птичьи шкурки и рыбью кожу, подшейный волос оленей и конский волос, выделанную кожу животных, хлопчатобумажные ткани и сукно, бисер, бересту.

Мех, ровдугу, мандарку, рыбью кожу, мездру, бересту, подшейный олений волос народы Севера раскрашивали в различные цвета сажей, графитом, охрой, отваром коры ольхи и лиственницы, брусничным соком, илом, суриком, путем продымливания, отбеливания, вымачивания. Ярко окрашенные материалы шли чаще всего для выполнения изображений и орнаментов, темные, золотисто-охристые служили фоном. У многих народов сложилась своя излюбленная цветовая гамма: золотисто-коричневая (эвены), черно-бело-красная (якуты), темно-охристокрасная (юкагиры), бело-коричневая (нганасаны), темные тона в сочетании с белым, красным и зеленым (обские угры, ненцы), самый широкий цветовой спектр (народы Приамурья и Приморья). Яркость и контрастность красок не случайны. С одной стороны, в них отразилась окружавшая мастериц природа (темные олени на белом снегу, зеленая трава у голубой воды), с другой – восполнялся недостаток красок в белой зимней тундре, заснеженном лесу, во время полярной ночи. Декоративно-прикладное искусство народов Севера богато и разнообразно: это мозаика меховая (а также мозаика из меха и кожи, меха и сукна), аппликация, роспись по коже, узорное вязание и ткачество, изготовление и декорирование изделий из дерева, бересты, кости, металла, плетение и др. Оно испытало влияние соседей в процессе взаимодействия культур. Так, под влиянием русских и китайцев распространились шелковые нитки и шитье ими у народов Амура, якутов. Узорное вязание носков, рукавиц ханты и манси заимствовали у коми-зырян. Из русской культуры пришла вышивка крестом. Изменились орудия производства, появились хорошие иглы (раньше шили костяными), ножи, ножницы, тесла, стамески, токарные и иные станки, краски, новые материалы (шелка, бархат).

При тесном соседстве групп народов в их декоративноприкладном искусстве сформировались общие и специфические черты. Так, можно выделить два очага художественной обработки бересты – обский (ханты, манси, селькупы) и амурский (ульчи, нанайцы и др.). По художественной обработке меха определились два направления – северосамодийское (ненцы, энцы, нганасаны, северные ханты и селькупы) и северо-восточное (чукчи, коряки, эскимосы, отчасти якуты, юкагиры). По бисерной отделке меховой и ровдужной одежды и обуви – тунгусский почерк обрел своеобразие у эвенков, эвенов, долган. По отделке меха цветными сукнами отличался север Западной Сибири (ненцы, ханты, манси). Вышивкой шерстью знамениты южные ханты и манси, аппликацией и шелковым шитьем – амурские народы, шитьем серебряными нитями – якуты.

Декоративно-прикладное искусство народов Севера со временем изменялось и развивалось. Не все приемы и способы украшения одежды сохранились до настоящего времени. В прошлое ушла техника народов северо-востока Азии, украшавших одежду и предметы быта узкими полосками прозрачной кожи из трахей, пищеводов собак, нерп, чаек, их переплетами через разрезы на темной коже или ровдуге. Утрачено и уникальное искусство эскимосов шить камлейки из кишок нерпы, их украшали кусочками шерсти детенышей моржа, окрашенными в красный и синий цвета, и каймой из птичьих шкурок. Сегодня об этой технике можно судить лишь по музейным экспонатам.

Читать еще:  Декор фоторамки своими руками: мастер класс в винтажном стиле

В художественные промыслы превратились в XIX веке ювелирное искусство якутов, резьба и гравировка по кости чукчей и эскимосов, плетение бисером у хантов и манси. В ХХ веке подобную трансформацию претерпели и другие виды декоративно-прикладного искусства (мозаика из меха и кожи, аппликация, шитье и плетение бисером, подшейным оленьим волосом, узорное вязание и др.).

Декоративно-прикладное искусство народов Севера России — живая народная традиция

Культура каждого народа значима для всех людей и должна сохраняться вне зависимости от того, велик или мал этот народ по численности.

Изделия из оленьего меха и замши с аппликацией из цветных тканей, с меховой мозаикой, шитье бисером, скульптурные миниатюры из кости, предметы из дерева и бересты еще в прошлые века привлекали внимание землепроходцев, путешественников и ученых. Эти работы восхищают и сегодня. Ценно, что мы имеем здесь дело не с прошлым, не с достоянием истории, а с живым искусством сегодняшнего дня. Десятки мастеров Крайнего Севера — наши современники — прекрасно владеют приемами обработки и художественного оформления различных материалов. Народная традиция живет, продолжая развиваться в современных условиях. Декоративно-прикладное искусство, созданное народами Крайнего Севера, неотделимо от природы края, которая сурова, но разнообразна. Особенно поражает богатство красок: яркая нежная зелень болотистых низин, темные массивы лесов, переливчатая игра света и теней на горных склонах, голубизна неба, синева рек, красная и синяя россыпь ягод, мхи — от зеленовато-желтоватого до бархатно-черного. Колористическое богатство природы и воплотилось в произведениях народного декоративного искусства. Территория Крайнего Севера простирается на тысячи километров.

Сколько народов на Крайнем Севере — столько разновидностей кроя, колорита, приемов отделки. Природный вкус, чувство прекрасного женщины — северянки прежде всего выражают в искусном подборе меха. Сшивая шкурки различных животных, они добиваются удачных сочетаний фактуры, мягкости или контрастности цветовых переходов с беличьей спинкой, мехом выдры или колонка. Меховые вещи бывают украшены костью, металлом, ровдужными кистями и кантами, вставками и каймой из красного, синего и желтого сукна.

Особенно декоративно в сочетании с мехом шитье бисером. Бисер приходится закреплять плотными, без просветов, рядами на полосках кожи или ткани, которые затем вшивают в мех. По народному преданию, разноцветный непрозрачный бисер в старину доставлялся в Сибирь из далекой Индии, где бисеринки вытачивались из океанских раковин. И это похоже на правду. Старинный бисер необычайно разнообразен по форме, размерам и оттенкам; в одном ряду вышивки не найти двух одинаковых бисеринок.

Наряду с шитьем бисером, на Крайнем Севере распространено удивительное искусство — меховая мозаика. Это композиции из кусков меха, контрастных по цвету, вырезанных по шаблону и сшитых вместе таким образом, что получается единая поверхность с орнаментом — темным на светлом и светлым на темном фоне.

Всеобщий интерес вызывают конкурсы на лучшее национальное художественное изделие, выставки новых произведений. С годами увеличивается число мастеров и мастериц народных художественных промыслов, выпускающих изделия национального декоративно-прикладного искусства: унты, расшитые бисером и отделанные мозаикой из меха, меховые ковры, женские украшения из кости, меха и металла, куклы в национальных одеждах.

Большинство работ отличается ярко выраженным национальным колоритом и все это потому, что, как говорилось выше, живая народная традиция продолжает развиваться в благоприятных современных условиях, привлекая все новых талантливых самобытных мастеров.

Источники:

http://sdelala-sama.ru/podelki/4302-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-svoimi-rukami.html

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство народов Севера России — живая народная традиция

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: