Дымковская роспись: образец, орнамент и декоративное рисование
Дымковская роспись: отличительные особенности и технология изготовления дымковских игрушек на примере пошагового мастер-класса с подробными видео сюжетами
Дымковская роспись не менее древний вид русского народного прикладного искусства, чем другие виды живописи. Родиной этой техники считается село Дымково, в котором и начали производить глиняные свистульки и расписные шарики к весеннему празднику Свистопляска. Дымковская роспись представляет собой обобщенную декоративную глиняную скульптуру, разукрашенную по белому фону многочисленными геометрическими орнаментами и узорами. Основоположниками дымковского игрушечного промысла стали ремесленники и гончары, которых во времена правления царя Ивана III в XV веке переселяли в безлюдные северные земли близ города Киров. И только спустя 400 лет об этих удивительных и красочных изделиях узнала вся страна, и спрос на них стал огромным.
Традиционно свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козел, олень, лошадка, баран, но постепенно стали приобретать все более вычурные формы и уже в XIX веке среди животных могла встретиться и барыня в нарядном платье, и купчиха, и офицер или другие категории горожан.
Разбираемся в создании дымковской росписи на различных изделиях
Дымковскую игрушку всегда можно отличить неповторимой яркой краской – на белом фоне изделия могут встречаться до десяти различных цветов. Яркий праздничный цвет – это отличительная особенность дымковской палитры. При этом орнамент всегда самый простой – круги, зигзаги, точки, волнистые линии образуют определенные узоры, которые несут определенную информацию. Как и прочие виды народных промыслов, дымковская роспись символична – волнистая линия обозначает воду, звездочка в середине круга – солнце и другие небесные светила, перекрещенные полоски – колодец.
Для производства дымковских игрушек используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с коричневым мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, а затем отдельные элементы скрепляют между собой, используя жидкую красную глину. Следы соединений аккуратно заглаживают, чтобы добиться ровной поверхности.
Затем вылепленные игрушки тщательно просушивают, обжигают в специальных печах при высоких температурах, и только после этого, покрывают специальными темперными белилами, поверх которых будут наноситься дальнейшие узоры.
Раньше декоративное рисование велось палочками и перьями с помощью темперных красок, замешанных на яйце с квасом, а расписанную игрушку покрывали взбитым яйцом, что придавало краскам дополнительный блеск и яркость. С развитием химической промышленности для росписи стали применяться яркие анилиновые красители и потребность в покрытии изделий яичной смесью пропала.
Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали, которые придают дополнительный блеск и вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.
Давайте подробнее разберем процесс создания дымковской игрушки на примере небольшого мастер-класса.
Разбираем простой мастер-класс по созданию дымковской игрушки
Процесс создания дымковской игрушки можно условно разделить на два этапа – создание формы и роспись созданной формы. Исходя из этого, подготавливаем все необходимые материалы и инструменты.
В качестве материала для изготовления глиняной скульптуры используется красная глина и песок, но добыть эти вещества достаточно сложно, поэтому в качестве альтернативы можно использовать полимерную глину, которую можно приобрести в любом магазине творчества. Также в качестве формообразующего материала можно использовать обычное соленое тесто, рецепты которого можно найти в сети, или же воспользоваться обычным пластилином.
На начальном этапе перед тем ка приступить непосредственно к лепке, необходимо выбрать образец, с которого вы будете копировать вашу скульптуру. Вы, конечно, можете попробовать импровизировать, как это делают настоящие мастера, но с образцом работать будет проще.
После этого мысленно разделяем образец на составляющие – лапы, хвост, крылья, голову – все, что, по вашему мнению, должно крепиться к основе.
После того, как образец выбран и мысленно разделен на составляющие части приступаем к созданию основы – по сути это комок глины шарообразной формы, деформированный в соответствии с формой туловища игрушки.
Далее приступаем к изготовлению отдельных деталей игрушки – делаются они также из комков глины, только меньшего размера, которым необходимо придать форму соответствующей детали.
С помощью воды и некоторого количества глины соединяем составные части в единое целое и создаем плавные переходы от туловища к конечностям. На этом же этапе можно делать украшения на игрушках – шарики, колечки, короны и оставить игрушку в покое до полного высыхания.
Приступаем к раскраске игрушки – для этого покрываем ее сначала белой краской в 2 – 3 слоя, чтобы краски, которые мы будем наносить в дальнейшем, не казались слишком бледными. Для росписи игрушки можно воспользоваться обычными гуашевыми красками или более дорогими, но удобными в применении акриловыми.
Если вы не уверены в твердости своей руки или в правильности выбора цветов или узоров, то попробуйте нарисовать картинки на бумаге – и потренируетесь, и увидите, как со стороны выглядит выбранный орнамент.
Вот, по сути, и все, что касается изготовления дымковской игрушки. Остается лишь высушить ее и при желании покрыть лаком – это надежней закрепит краситель и придаст скульптуре дополнительный блеск.
В качестве образцов для создания дымковской игрушки можно воспользоваться изображениями, представленными на фото.
Видео по теме статьи
Этот вид народно творчества достаточно прост в исполнении и с ним вполне может справиться любой желающий даже в домашних условиях. Особенно интересен и полезен он для детей, поскольку лепка и рисование развивает детскую моторику и фантазию, а возможность сочетать различные красители прививают художественный вкус и чувство гармонии.
В заключение предлагаем вам посмотреть несколько видео сюжетов об изготовлении и росписи дымковской игрушки, которые помогут вам освоить этот удивительный вид народного творчества.
Обучение детей рисованию элементов дымковской росписи.
презентация по рисованию на тему
В презентации представлена информация о том, как научить детей рисовать элементы дымковской росписи, учить выделять её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обучение детей рисованию элементов по мотивам Дымковской росписи. Подготовила воспитатель Калиниченко Анна Михайловна МАДОУ города Когалыма « Цветик- семицветик »
Мир Дымковской игрушки- это мир нарядных, сказочных и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц .
З адачи: 1. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства- дымковской глиняной игрушкой . 2.Учить выделять элементы росписи, её колорит, мотивы и композицию узора на изделиях. 3.Учить составлять узоры по мотивам дымковской росписи на силуэтах. 4.Создавать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях дымковской росписи в декоративном рисовании. 5.Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. 6.Развивать у детей эстетический вкус, творческую фантазию и воображение.
Дымковская игрушка Дымковская глиняная игрушка названа так по селу Дымково, где впервые она появилась. Из местной глины лепили забавные игрушки-свистульки—барышень, нянь, индюков, козликов, 3-х и 2-х головых коней. Вылепит мастерица игрушку, а потом украшает её оборками. Потом подсушивают изделие на воздухе, а дальше обжигают в печах, белят (в смеси молока и мела ). Затем приступают к росписи. Краски для росписи выбирают яркие , блестящие . Для Дымковской игрушки характерен простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов , колец, зигзагов и полос. Часто применяют контрастное сочетание цветов- красного, малинового, желтого, голубого, зелёного. Игрушки народных мастеров были самым ярким украшением ярмарки с озорным и весёлым названием «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки-свистульки были у всех – и у детей, и у взрослых. Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы.
Элементы дымковской росписи
Друзья! Удачи Вам и творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока для детей третьего года обучения, 5-6-летнего возраста, в МБОУ ДОД “Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова”. Цель урока: Закрепить у дошкольников знания особенно.
В презентации представлены цели и задачи по ознакомлению с росписью, краткое описание истории возникновения игрушки,элементы узоров, образцы росписи и последовательность рисования.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов.
Данный вид деятельности по ознакомлению детей с дымковской росписью в старшей группе, воспитывает любовь детей к народным промыслам, развивает творческие навыки, мелкую моторику рук.В НОД примене.
Я веду творческое объединение “Веселая ярмарка”. В подготовительной к школе группе я посвятила весь материал художественным промыслам – росписям. В сентябре мы изучали и учились рисовать эле.
Продолжаем знакомить детей с народными промыслами. На творческом объединении “Веселая ярмарка” в октябре я знакомила детей с Городецкими мастерами, историей промысла. Мы выполняли элементы Г.
Презентация для занятия по знакомству с искусством – рассматривание дымковской росписи.
«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе
Анастасия Бутурлина
«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе
«Дымковская роспись». Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе.
«Дымковская роспись».
Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.
1. Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).
2. Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.
3. Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.
Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура»
Активизация словаря: Дымковские игрушки, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.
Материал: Образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки.
1. Выставка в группе дымковских игрушек.
2. Дидактическая игра: «Найди такой же».
Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся и с нашими гостями.
(дети становятся в круг)
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.
Воспитатель: Что вы видите на нашей выставке?
Воспитатель: Правильно. Перед вами разные народные игрушки.
Приготовьте свои ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.
У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.
Воспитатель: Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?
Дети: круги, линии, точки, кольца, красный, желтый…
Воспитатель: А вы хотите стать мастерами и расписать свою игрушку?
Воспитатель: Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами.
Давайте поедем на лошадках.
Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»
Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,
На ветру играет гривой, Покачивание головой,
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на коня вскачу,
не поеду – полечу Подскоки на месте
Там, за дальнею рекой, Остановится
Помашу тебе рукой! Помахать руками.
Воспитатель: Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки.
Вы теперь мастера, и должны превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами за железку; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти, но круг потом закрашиваем по форме: точки можно рисовать тычком концом кисти или ватной палочкой.
Воспитатель: Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.
И прежде, чем начать нам рисовать
Предлагаю пальчики размять.
Друг о друга мы немножко.
Кулачки сжали – разжали,
Кулачки сжали – разжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон дымковской игрушки и приступить к работе.
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).
Воспитатель: Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.
Ребята, к нам в детский сад пришла посылка с села Дымково. Ее нам отправили дымковские мастера. Хотите узнать, что в ней?
Воспитатель: Тогда пойдемте, откроем ее.
Ой, да это же дымковская фигура лошадки. Вы хотите расписать настоящую дымковскую игрушку и подарить мамам и папам?
Воспитатель: Предлагаю вам взять себе по одной игрушке улыбнуться, сказать до свидания гостям и пойти в группу.
Конспект непрерывной образовательной деятельности по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись дымковского коня» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Уточнить элементы дымковского узора, передавать яркий колорит.
Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Конспект НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: Обучающие: учить детей самостоятельно придумывать узор.
Конспект НОД по декоративному рисованию по мотивам дымковской росписи в средней группе «Тарелочка» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с дымковской росписью. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать у детей интерес.
Конспект ООД по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Дымковская лошадка» Цель: создание условий для развития творческих способностей детей. Задачи: ОО «Художественно-эстетическое развитие» Развивать продуктивную.
Конспект занятия по декоративному рисованию «Городецкая роспись» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.
Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломские мастера» Программное содержание. Учить детей всматриваться в узор на посуде, передавая все элементы, характерные для хохломской росписи. Познакомить.
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Нарядная лошадка» Тема: Нарядная лошадка Цели: • Учить наносить узор (точки) с помощью тычка. • Закреплять навыки прорисовки основных элементов дымковской.
Конспект занятия по декоративному рисованию в старшей группе «Батик» Тема:”Цветы для попугая Кеши”(Батик) Программное содержание: 1. Познакомить с новым видом рисования по мокрой ткани (холодный батик).
Конспект занятия по ИЗО деятельности в старшей группе. Декоративная дымковская роспись КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗО – ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Декоративная дымковская роспись Воспитатель Иванова Татьяна Сергеевна Цель. Продолжаем.
Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская птичка» Конспект занятия в средней группе по декоративному рисованию на тему: «Дымковская птичка». Кононова Виктория Программное содержание: Продолжать.
Источники:
http://sdelala-sama.ru/rospis/1217-dymkovskaya-rospis.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2018/04/02/obuchenie-detey-risovaniyu-elementov-dymkovskoy-rospisi
http://www.maam.ru/detskijsad/-dymkovskaja-rospis-konspekt-zanjatija-po-izobrazitelnoi-dejatelnosti-dekorativnoe-risovanie-v-srednei-grupe.html