Мезенская роспись: мастер класс, поэтапное рисование и техника

Мезенская роспись: мастер-класс по созданию гармоничного мира на разделочной доске, особенности мезенского стиля и символика рисунков с видео сюжетами о процессе росписи

Техника мезенской росписи зародилась в низовьях реки Мезень, в деревне под названием Плащелье, которая в дальнейшем и стала считаться центром росписи по дереву в этом стиле. От названия этой деревни этот вид живописи и получил свое второе название – Плащельская роспись. Так давайте сделаем мезенскую роспись по нашему мастер классу с фото-подборкой!

Одной из целей данного художественного промысла было украсить крестьянский быт и предметы повседневного обихода. Главными персонажами мезенской росписи служили лошади и олени, которые рисовались в двух цветах – черном и красном. Красный рисовали из глины, найденной на берегу, а черный из смеси сажи с раствором смолы из лиственницы.

Изучаем основы мезенской росписи в мастер-классе для новичков

В старинных узорах заключались целые послания или пожелания от старых художников к новым поколениям, где в каждом завитке заключалось определенное значение. Например, красные кони, изображенные друг за другом изображали движение светила по небосводу, а изображения уток, гусей и лебедей считались душами умерших родственников, которые готовы прийти на помощь в трудный момент.

Ели считались воплощением мужской силы, а оленихи считались небесными роженицами, дарующими жизнь всему на Земле.

Главным предметом для росписи считались прялки, а также короба и хлебницы, которые продавались в ближайших поселениях вдоль рек Печоры, Двины и Пинеги, причем хоть изображения на прялках были похожи, не существовало абсолютно одинаковых изделий.

Чаще всего в мезенской росписи можно увидеть орнамент коней, оленей или людей, или точнее лишь силуэт человека, но, несмотря на это, в рисунках можно прочитать целое послание, адресованное будущим поколениям и зашифрованное обычными рисунками.

Несмотря на то, что древний мезенский художественный промысел возник довольно давно, есть все основания полагать, что истоки ее следует искать в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. Но все же откуда появились все эти узоры и орнаменты, ученые однозначно сказать не могут, однако все символы, используемые для росписи, приводят к тому, что основой являются древние мифы, знания и легенды о сотворении мира. И если мы поймем эти значения, то сможем расшифровать все те послания, которые наши предки вложили в рисунки, которые дошли до нашего поколения. При этом каждая деталь в мезенской росписи очень символична – птицы, звери, деревья, квадратики или ромбики – все это находится именно в том месте, где они должны быть.

Для того, чтобы разобраться с символикой мезенских узоров нужно учесть тот факт, что располагаются они в несколько ярусов. Это символизирует три мира – подземный (скрытый), средний (наш мир) и верхний (мир богов). При этом примечательно, что для изображения верхнего мира используется изображения птицы, а для среднего и нижнего мира – конь или олень. Вероятно, это связано с тем, что изображение коня у русского народа связано с источником жизни (помогал пахать землю), а также с талисманом на удачу (подкова).

Культ оленя у многих северных народов связан с тем, что на своих рогах он может переносить солнце в те места, где оно больше всего необходимо. Примечательно, что связь оленя с небесами перекочевала даже в западные цивилизации – оленья упряжка Санта Клауса, спускающаяся с небес.

Интересны и другие знаки плодородия и изобилия, причем они везде были к месту – на дверях амбара, на ложках, на подолах свадебных рубах, даже на статуэтках, изображающих беременных женщин – любые элементы орнамента были связаны с плодородием и изобилием.

Для росписи изделий в мезенском стиле используется поэтапное рисование, когда изделие расписывают охрой с помощью измочаленной деревянной палочки, а затем делают черную обводку пером глухаря или тетерева и с помощью кисточки из человеческого волоса наносят узор.

Подробнее об этапах рисования в мезенском стиле можно узнать, ознакомившись с представленным мастер-классом по росписи разделочной доски.

Для этой работы нам понадобится:

  • Деревянная доска любого размера на ваше усмотрение;
  • Темперные или гуашевые краски красного и черного цветов;
  • Кисти;
  • Вода, салфетка, палитра.

Преимущество мезенской росписи в том, что для нее требуется краска всего лишь двух цветов – красная и черная, главное, не бояться, что получатся не ровные линии или не очень красивые картинки – древние живописцы тоже не были художественными гениями. Работа по росписи любого предмета в этой технике начинается с защиты его от темных сил – для этого края доски необходимо обвести красным цветом. Начинаем наносить рисунок, который предварительно должен быть нанесен на доску карандашом в виде эскиза. Первым элементом орнамента всегда является земля как надежная опора для всего мира. При этом красные прямые линии символизируют земную твердь, а волнистые черные – воду, которая эту землю питает.

На следующем уровне росписи прорисовывается общность людей, то есть мезенская деревня, причем спирали в орнаменте рисуются определенным образом – если справа налево, то это символизирует энергию прибавления, если же наоборот – то энергию отдачи. Жизнь человеческого общества невозможна без вспаханного и засеянного поля, которое дает силу, способности к созиданию, продолжению жизни, поэтому на этом этапе прорисовываем именно его. При этом каждый уровень рисунка лучше разделять, чтобы орнаменты не сливались. В данном случае перед полем поместили воду, которая питает наши силы.

Читать еще:  Трафареты для росписи по стеклу: витражными красками и акриловыми красками

Переходим к росписи центра доски. В центре, как правило, размещается солнце как символ всего живого на земле, дающее тепло и возможность продолжения жизни. Солнце в мезенской росписи обозначается символами, а так как кони тоже являются символами солнца, рисуем именно их. При этом вы можете сами для себя определить, как будут выглядеть ваши кони – четкого определения рисунка здесь нет, а после обведения рисунка черной краской, картинка будто бы оживает и преображается. На этом этапе нужно прорисовать все необходимые элементы земли. Под ногами у коней травы и растения, вверху по центру – символ семьи, а над ними птицы, символизирующие души живых людей. Между полем и землей проходит витая веревочка, которая символизирует взаимосвязь всех явлений на земле.

После наполнения земли всеми необходимыми символами, переходим к следующему уровню – небесному. Между небом и землей всегда присутствует ветер, в данном случае его символизирует небольшая прерывистая линия. А на небе живут олени, которые всегда бегут слева направо и имеют ветвистые рога. Кстати, рога тоже можно рисовать по разному, так что ищете свой образ, который кажется вам наиболее подходящим. Над оленями летают птицы, а в мезенской росписи их очень много, причем красные символизируют живые души, а черные – темные. Над птицами осталось еще немного места, которое надо заполнить смыслом и красотой. В данном случае помещаем пару журавлей, которые символизируют двух близких людей летящих в небо, а над ними облака готовые пролиться дождем, чтобы очистить и дать жизнь новым всходам.

Вот и закончен урок по выстраиванию своего гармоничного мира, вы в свою очередь тоже можете попробовать себя в роли создателя и сотворить вселенную на свой лад, как когда то делали древние мастера росписи.

Надеюсь, что мезенская роспись и представленный мастер класс привлекут ваше внимание и откроют новое увлечение или способ отвлечься от суеты и стрессов окружающего мира, покажут суть и глубокую красоту этого древнего вида росписи. А в качестве примера, предлагаем посмотреть несколько фото с вариантами росписи различных предметов быта.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем вам подробнее ознакомиться с техникой мезенской росписи на примере нескольких видео сюжетов, из которых вы узнаете о тонкостях и истории этого древнего вида живописи.

Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста

Марина Роводзянова
Мастер-класс по рисованию «Узоры мезенской росписи» с детьми старшего дошкольного возраста

Ко дню мезенской росписи на МААМ

История самой древней росписи

Мезенская роспись возникла в низовьях реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный (сажа и охра, позднее сурик). Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской, пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины.

Для мезенской росписи характерен свой самобытный символьный орнамент. Пожалуй, это самое интересное в мезенской росписи. Каким то необъяснимым образом предметы с таким орнаментом притягивают, радуют глаз, источают тепло и свет. Причина здесь не только в том, что все изделия с мезенской росписью делаются вручную и мастер вкладывает в них свою душу, но и в том, что каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.

Ход мастер-класса

Сегодня мы с Софьей решили нарисовать картину в стиле мезенской росписи. Для этого нам нужно было познакомиться с историей этой росписи и со значением орнаментов. Затем мы рассмотрели книгу для детей с различными картинами и элементами росписи.

Софья выбрала, что ей понравилось больше всего и мы приступили к работе. Сначала она сделала не большой набросок карандашом.

Затем взяла акриловые краски и две кисточки №1 и №2 для рисования разных элементов.

Первыми она решила нарисовать солнце и птиц, которые летят в небе.

Затем землю и озеро с лебедями.

И украсила свою картину красивыми деревьями.

Вот такая волшебная красота у Софьи получилась!

Детский мастер класс по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Море и льдина» Мастер класс «Море и льдины», проводит Андрей С. 5 лет. Цели: создать условие для развития творческих способностей в рисовании. Задачи:.

Читать еще:  Как обвязать горловину крючком: схемы с фото в статье

Детский мастер-класс по рисованию «Яблоня» с детьми старшего дошкольного возраста Наливные, краснощекие, зацелованные солнцем яблочки знают и любят во всем мире. Украинцы в день Второго Спаса освящают яблоки в церкви.

Детский мастер-класс по рисованию «Лавандовое настроение» с детьми старшего дошкольного возраста Описание:Данный мастер – класс подходит детям с 3-4 лет для свободного творчества. Удачно подходит для различного оформления. Весь «фокус».

Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование

Искусство предков имеет свойство переосмысливаться новыми поколениями. Разгадывать послания народных мастеров и повторять самобытные рисунки интересно и нынешнему поколению. Пример тому – мезенская роспись, поэтапное рисование элементов которой может стать не простой «пробой кисти», а серьезным увлечением.

Когда-то росписью занимались строго мужчины, сегодня все, и женщины и мужчины, и дети, и взрослые могут попробовать свои силы в искусстве, которому уже не одна сотня лет. О том, как рисовать символьный орнамент, какими инструментами пользоваться и как работать с краской в технике мезенской росписи, читайте далее.

Выбор холста для начинающих

Очень важно, на чем вы будете учиться рисовать. Мезенская роспись – это декорирование деревянных поверхностей. Но так как обучение поэтапное, то отрабатывать каноничные элементы можно начинать на акварельной бумаге высокой плотности. Очень часто мастера предлагают на листе сделать подробный эскиз будущей работы, которая впоследствии перенесется на дерево.

Потому начинать обучение удобно с плотной акварельной бумаги, которая помогает понять, как ложится краска, как работает кисть, что получается после застывания краски. Начинайте всегда с простого рисунка, с самых легких элементов. Принцип «от простого к сложному» позволит поступательно изучить технику мезенских мастеров.

Сначала вы на акварельном листе красками прорисовываете отдельные элементы будущего изображения. Каждый элемент повторяете столько раз, сколько нужно для закрепления навыка. Затем из этих элементов составляется эскиз будущего изображения. Вы в карандаше, а затем и в цвете изображаете его на бумаге. Потом через трафарет он будет перенесен на дерево.

Дерево – это и есть главный мезенский холст. Обычно новички учатся расписывать разделочные доски, как наиболее удобные изделия для первых художественных проб. Затем в ход идут шкатулки, короба, подносы и сундуки. Деревянные ложки и лопатки тоже можно расписывать, как и гребешки. Дерево должно быть без пропитки, гладкое, качественное. Буковые, березовые, дубовые, доски из гевеи и акации – подойдут любые заготовки или доски из магазина, которые вы можете найти.

В данном видео показана расписанная деревянная домашняя утварь.

Прекрасно, если попадется вам заготовка из дуба. Если мастер-класс сначала пройден на бумаге, а затем повторен на деревянной доске, о «пробах кисти» останется не только эмоциональное воспоминание, но и вполне себе материальная декоративная вещь.

Инструменты для мезенской росписи

Основной инструмент художника – кисть. И для мезенской росписи исключения нет. Обычно в ход идут круглые колонковые или беличьи кисти, размеры которых варьируются.

Для начала вам понадобятся:

  • Круглая колонковая кисточка No1 и No2, имеющая ворс средней длины. Такая кисть нужна для обводки черной краской, а также для контурной работы.
  • Круглая беличья No2 и No3 – с ее помощью вы будете наносить красную краску.
  • Плоская синтетическая кисть или щетинная кисть No 4,5,6. Они подойдут для нанесения грунта, а также для лакировки поверхности.

Если вы ищите идеальную кисточку, которая поможет быстро и естественно научиться основам мезенской росписи, нужно обращать внимание на каплевидные кисти, кисти, напоминающие семечко или пламя свечки. При покупке обязательно оценивайте качество кисти – волоски ее должны быть ровные, аккуратные, густые. Можно даже макнуть в воду кисточку и стряхнуть ее: так будет видно качество кисти, а точнее, ее кончика.

Хорошую, любимую кисть найти бывает непросто. А если художник находит ее, то бережет инструмент и дорожит им. Кисти тоже имеют свой почерк. И деревянный кончик кисти, к слову, тоже становится инструментом мезенской росписи. Его используют в качестве своеобразного тычка для нанесения таких мелких элементов как «семечка» и «росинка». И даже если кисть уже отслужила свое, можно ровно срезать ее ворс и в дальнейшем использовать любимый инструмент как тот же тычок.

Понадобится мастеру в работе и палитра. Она нужна для смешивания красок, для съема с кисти лишней краски. В качестве палитры можно использовать обычное белое блюдце (тарелка), кафельную плитку или даже кусок оргстекла.

Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином.

Основным материалом в мезенской росписи считают краски. Расписывают древесину теми же красками, что применимы и в живописи – масляными, темперными, гуашью, анилином. Но лучше гуаши и темперы найти сложно, на них обычно и останавливают выбор.

Расписное деревянное изделие нужно обработать лаком. Лак защищает рисунок на дереве от различных негативных внешних воздействий: воды, активных веществ и температурных перепадов. Да и дополнительный декоративный эффект лака совсем не лишний для готовой работы.

Учимся рисовать животных

Конь, олень и птица – самые распространенные, центровые образы мезенских мотивов. И обычно кто-то из этих персонажей становится первым героем изображения на деревянной доске или другой поверхности, которую декорирует новичок.

Читать еще:  Роспись мебели своими руками: мастер класс в стиле прованс и трафареты красками

Лошадь

Один из любимейших образов мезенских мастеров – конь (лошадь). Наверное, в этом виде росписи их больше, чем где-либо еще. Конь символизирует удачу, жизненную силу, благополучие. Большинство мезенских коней красно-оранжевые, и это отдаляет изображение от реального прототипа. Туловище коня мог покрывать решетчатый узор, что делает образ животного еще более сказочным.

Рисовали мастера и очень длинные, неестественно тонкие ноги, на концах которых могли изображаться перья. Перья не роднили лошадь с птицей, а передавали быстрый ход скакуна. На то, что конь не являлся реалистичным животным, в росписи мезенцев указывали и солярные знаки, сопровождающие изображение коня.

Мезенская роспись – поэтапное рисование коня:

  1. Настоящие мастера не пользуются карандашом, но новичку нужен набросок, потому возьмите простой мягкий карандаш и, на всякий случай, ластик.
  2. Сделайте разлиновку листа акварельной бумаги. Мысленно поделите линию (строку), в которую будете вписывать элемент, на две части, поровну. Туловище коня займет верхнюю часть линии. Нарисуйте контур туловища карандашом по образцу. Сделайте три одинаковых контура в одной линии.
  3. Возьмите кисть для красной краски, наберите краски на кисточку и прорисуйте красным туловище коня. Сделайте это с каждым туловищем в линии (строке).
  4. Далее вам понадобится черная краска и тонкая кисть для обводки. Ваша задача – обвести контур туловища коня, пририсовать тонкие ноги, хвост и уздцы. Сделать это нужно с каждым конем в линии, это помогает натренировать навык рисования элемента.
  5. Работа становится все более филигранной. Теперь у лошади должны появиться грива и хвост. Это прямые линии, рисование которых требует просто аккуратности и усидчивости. Работаем все той же черной краской и тонкой обводочной кистью.
  6. Осталось лишь дополнить изображение коня солярными свастическими знаками, традиционными для мезенской росписи. Можно сначала прорисовать их карандашом, но даже новички часто обходятся без этого. Чтобы линии и волны получались ровными и тонкими, нужно несколько раз повторить один и тот же элемент.

Вот так на прописях можно научиться рисовать мезенского коня. Натренировавшись на бумаге, вы сможете без труда перенести уже знакомое технически изображение на доску или шкатулку.

Олень

У многих народов образ оленя ассоциируется с небесами, а рога благородного животного связаны с Древом жизни или Мировым Древом. Считалось, что на своих рогах олень может переносить солнце. И, стоит отметить, олени и небеса – это не только славянский образ: тот же Санта-Клаус, передвигающийся на оленях по небу, роднит восприятие этого животного у разных народов.

Рисование оленя схоже с рисованием коня, потому его обычно учатся изображать после того, как уже натренировались с лошадью.

Пошаговое рисование оленя:

  1. Сделайте пролиновку акварельного листа. Мысленно разделите линию на две части. В начале верхней части проведите линию, основу туловища оленя. Дополните его верхним дуговым мазком. Расширьте фигуру, чтобы она стала туловищем животного.
  2. Прорисуйте маленькую голову и маленькие уши оленя.
  3. Черной краской на тонкой кисти прорисуйте оленю тонкие ноги, гриву и хвост. Далее переходите к рисованию ветвистых рогов – сначала общую витую длину, потом – ответвления.

В представленном видео рассказывается как правильно рисовать оленя и птиц.

Оленя, как и коня, нужно дополнить солярными знаками. Они делаются черной краской, и окружают фигуру животного, главным образом – его нижнюю часть.

Птица

Птица считалась счастливым вестником, она сулила приятные новости и подарки. Сидящую на вершине дерева пташку часто можно было увидеть на мезенских березовых туесах. У крестьян севера, к слову, было принято вешать деревянных птиц в красный угол избы.

Как в мезенской росписи нарисовать птицу:

  1. Если вы пользуетесь методом разлиновки, то на каждой линии тренировочной прописи можно научиться рисовать отдельный элемент птицы. Например, начинайте с контура, черной обводки, прорисовывающей перышки. Потому как туловище рисовать несложно, и его можно испортить неудачной прорисовкой перьев.
  2. После того, как поупражнялись в рисовании перышек, можно начинать рисовать птицу с начала. На середине строки у вас будет туловище птицы, напоминающее зернышко. Его рисуют красной краской. Далее прорисовывают шею и голову.
  3. И на уже нарисованное туловище несложно наложить черную тонкую прорисовку перьев. Украсит пташку ажурный хвост, в рисовании которого можно также потренироваться заранее.

У вас получится летящая утка – простой, но необходимый для обучения элемент. Следующей птицей будет лебедь, который состоит из S-образной красной основы и черных дополнений (перьев, хвоста, лап, клюва).

Изображения уток и лебедей

Красное туловище всегда будет более простым в изображении, а черные детали – более филигранными. Когда прописи пройдены, можно приступить к рисованию эскиза сюжета для будущей росписи деревянного изделия. И птицы могут стать главными героями этого эскиза.

Мезенская роспись может покориться даже тем, кто уже давно не брал в руки краски и кисти. И это увлекательное действо: как только первые фигуры и узоры начнут получаться, захочется совершенствовать навык. А вместе с ним приходит и любовь, восхищение незамысловатыми, но очень гармоничными и символичными народными узорами, элементами, орнаментами и сюжетами.

Следуя рекомендациям по подбору материалов и инструментов, а также выполняя все шаги мастер-классов, у вас обязательно получится красивое изображение в лучших традициях мезенского искусства.

Источники:

http://sdelala-sama.ru/rospis/1212-mezenskaya-rospis-master-klass.html

http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-risovaniyu-uzory-mezenskoi-rospisi-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Мастер-класс по мезенской росписи для начинающих: поэтапное рисование

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: