Роспись шкатулок своими руками: мастер класс лаковых шкатулок с фото-подборкой
Роспись шкатулок своими руками: мастер класс по нанесению рисунка и лака-кракелюра с пошаговыми инструкциями, описание видов народных росписей (хохломская, городецкая, палехская), видеоматериалы
Роспись шкатулок – очень увлекательное занятие. В качестве основы чаще всего используется деревянная заготовка любой формы. Художественная роспись шкатулок является одним из древнейших народных промыслов и в каждом регионе использовались свои стили техники по нанесению красочных рисунков. Рассмотрим самые популярные модели и сделаем роспись шкатулок быстро и просто своими руками по пошаговому мастер-классу!
Учимся росписи шкатулок своими руками в пошаговом мастер-классе
Хохломская роспись – это вид нанесения узоров на деревянные изделия, который появился в XVII веке в Нижегородской области. Рисунок чаще всего выполняется золотой, красной или зеленой краской по черному фону. Используются растительные и цветочные орнаменты, изображения фруктов.
Городецкая роспись также родом из Нижегородской области. Изначально эти яркие рисунки, выполненные свободным мазком, наносили на прялки. Но позднее они получили большое распространение и в таком стиле стали расписывать и другие деревянные предметы, в том числе и шкатулки. Узоры обычно цветочные, сюжетные, либо изображения животных (кони, птицы).
Как и следует из названия, палехская роспись зародилась в поселке Палех Владимирской губернии. В таком стиле расписывались не только шкатулки, но и брошки, подносы, игольницы и т.п. Чаще всего в качестве основы использовались изделия из папье-маше, которое потом покрывалось лаком.
Палехская роспись выполняется темперными красками по темному фону. Изображения в основном сюжетные и очень детализированные. Популярностью пользовались иллюстрации к сказкам и былинам, зарисовки из повседневной жизни.
Палехские лаковые шкатулки не случайно называют «миниатюрами» – чаще всего эти изделия имеют очень небольшой размер и еще меньше размер рисунка на их крышечке. Чтобы на таком маленьком пространстве создать целую картину, требовался настоящий талант и твердая рука.
Вид росписи шкатулок, который пришел к нам из Древней Азии. Это нанесение на поверхность изделия узоров из множества точек разного размера. Для точечной росписи можно использовать не только акриловые краски, но и специальные контуры, маркеры и даже обыкновенный лак для ногтей.
Попробуем и мы освоить роспись шкатулок быстро и просто своими руками, а наш мастер класс поможет сделать это.
Для росписи деревянной шкатулки потребуется:
- прямоугольная шкатулка из дерева (заготовку можно купить в специализированном магазине для творчества или сделать самостоятельно)
- акриловые краски (набор или отдельные тюбики, потребуется около шести цветов. Для фона можно использовать краски любого качества, но для нанесения рисунка понадобятся хорошие, густые краски (лучше импортных производителей), чтобы фон не просвечивал сквозь рисунок)
- грунт для акриловых красок
- плоская синтетическая кисть и тонкая кисточка для рисования узора (синтетика или натуральный мех)
- малярная лента
- лак для кракелюра (не обязательно)
- бумага, карандаш и ластик
- палитра или пластиковая тарелочка для смешивания красок
1)Готовим эскиз рисунка – любое изображение по вашему вкусу. В нашем случаем это будет деревце в горшке, на котором растут гранаты. Можно также использовать готовый шаблон на клейкой основе или распечатать рисунок из всемирной сети.
2)Приступаем к подготовке деревянной шкатулки. Перед нанесением краски поверхность, на которой будет располагаться рисунок, необходимо отшкурить. Затем покрываем шкатулку грунтовочным составом и оставляем изделие до полного высыхания.
3)Бортики шкатулки можно, как и крышку, расписать узорами, либо просто раскрасить однотонными акриловыми красками. В нашем случае мы покроем их цветной краской, а затем специальным лаком для создания трещинок – кракелюров. Сначала широкой кистью наносим цветную акриловую краску выбранного цвета.
4)Если вы хотите сделать донышко другого цвета, то перед покраской боковин его необходимо закрыть малярным скотчем – так мы сможем получить ровные линии.
5)После того, как шкатулка окрашена и краска высохла, можно наносить рисунок на крышечку. Переносим готовый эскиз. Если фоновая часть крышки светлая, эскиз можно наносить простым карандашом, а если фон темный (как в нашем примере) – белым или любым другим светлым карандашом.
6)Красками (их не нужно смешивать с водой!) начинаем ручную роспись, используя тонкие кисти.
7)Пока рисунок на крышке сохнет, начинает оформлять бортики. Широкой сухой кистью наносим на них специальный лак для кракелюра и оставляем для высыхания (можно также высушить феном).
8)Когда лак для кракелюров высохнет, наносим второй слой краски. На нем начнут появляться трещинки. Красить нужно аккуратно, проводя кистью по одному месту только один раз – в противном случае эффекта кракелюров не получится.
9)Чтобы на крышечки создать эффект потертостей, нужно сухой кистью с краской выбранного цвета провести по ее углам так, как показано на фото.
Видео по теме статьи
Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс художественной росписи шкатулок демонстрируется поэтапно.
Роспись шкатулок цветочным узором. Мастер-класс.
Мастер-класс росписи шкатулки для украшений подробно расскажет о последовательности шагов при создании сложной цветочной композиции своими руками. Урок предназначен для начинающих, но и опытные мастера, вероятно, найдут в нем что-либо интересное для себя.
Такая шкатулка должна получиться
- деревянная заготовка круглой шкатулки диаметром 90 мм и высотой 50 мм;
- акриловые краски из набора “Московская палитра” (алая, краплак, зеленая темная, желтая, охра темная);
- акрил черный и красный “Аква-колор”;
- лак ПФ.
Техника смешанная: сочетание стилизации росписи, близкой к жостовской, с применением классической технологии одного мазка.
Определяем задачу и подготавливаем материал
Роспись должна получиться “плотная”, с заполнением пустых пространств фона. Писать будем полихромный растительный мотив, от темного к светлому последовательным наложением мазков, иногда полупрозрачных. Важно, чтобы мазок был легкий и формировал объемы декоративных элементов за один проход.
До покраски необходимо убедиться, что крышечка садится на корпус свободно и даже слегка болтается.
Хорошо ошкуренную мелкой наждачкой заготовку снаружи покрываем черной, а изнутри – красной акриловой краской.
После высыхания акрила пробуем шкатулку закрыть.
Акрил, которым окрасим внутренние поверхности изделия, хоть и разбавляется водой, но в древесные волокна не проникает, а образует на поверхности эластичную пленку. В связи с этим крышечка после покраски, скорее всего, не будет закрываться. Это хорошо, потому что теперь мы точно знаем, сколько дерева придется содрать с ее краев.
Если крышечка не закрывается, смело проходим наждаком по всему внешнему краю крышечки до тех пор, пока она снова не станет свободно болтаться. При обработке учитываем, что внутри шкатулка для украшений будет покрыта слоем лака.
Окрашенной заготовке необходимо дать отстояться. Желательно несколько дней, пока акрил не перестанет липнуть.
Роспись шкатулки
Непосредственно перед росписью нужно нанести разметку основных масс орнамента. Достаточно разметить самые большие элементы. Делается разметка мягким карандашом (твердый карандаш поцарапает красочное покрытие).
Начинаем роспись шкатулки с того, что красным акрилом намечаем лепестки роз широким волнистым мазком плоской кисти, причем на один ее край берем краски несколько больше.
Постепенно углубляемся внутрь венчика, прописывая часть второго ряда красных лепестков.
Двойным мазком прописываем самую сердцевину розы, взяв на кисть желтую и красную краску одновременно.
Намечаем ближние к зрителю лепестки розы одним мазком красного в сочетании с розовым.
Как видите, роспись послойная. Мы начинаем от декоративных элементов заднего плана, накладывая поверх них новые слои более светлой краски пока не дойдем до самого ближнего к зрителю слоя.
Продолжаем выписывать массивы цветов и высветлим розовой краской часть лепестков розы. Пишем широко, живописно. Характерные потертости от прохода полусухой кисти приветствуются.
Пару раз проходим лепесточки более светлыми розовыми оттенками, постепенно уменьшая ширину мазка, выявляем при этом объем.
К розам вернемся позже, а сейчас займемся их декоративным окружением. Начнем с того, что сплошным зеленым тоном намечаем плоскостные формы всех листьев.
Более темным зеленым обозначаем области тени на листьях. Тени обычно располагаются ближе к центру листа, не достигая его краев. Пишем живописно, смешивая мазки прямо на поверхности.
Выглядят мазки сейчас неаккуратно. Зато по завершении росписи эта “неаккуратность” создаст значительно больше оттенков цвета за счет перелива слоев краски, имеющих разную прозрачность. Особенно хорошо это заметно, если пристально рассматривать готовое изделие. Именно “неаккуратность” отличает изделие ручной работы, созданное своими руками от фабричной штамповки.
Поверх затемненных сегментов пишем светлым зеленым так, чтобы мазки ложились, образуя форму выпуклых освещенных участков, а между ними образовались зачатки будущих прожилок.
Оставляем написание листочков и переходим к мелким декоративным элементам нашей цветочной композиции.
Золотистым оттенком охры рисуем лепестки маленьких цветочков, похожих по форме на ромашки.
Внутри некоторых лепестков светло-желтыми мазками выделяем отдельные передние лепесточки, что придаст им объем.
Возвращаемся к листьям и поверх предыдущих мазков, кладем более светлый зеленый цвет.
Еще более светлым и теплым зеленым добавляем объема в большие зеленые листья.
Пишем стреловидные листики мелких цветов вверху.
Большими точками краплака создаем сердцевины маленьких цветов.
С росписью объемов закончили. Остался заключительный этап заполнения пространств фона мелкими декоративными элементами.
По краям лепестков роз проходим белилами. Мы подчеркиваем контуром ближайшие лепестки и придаем им еще больший объем за счет того, что визуально приближаем отдельные лепестки бутона.
Теплым светло-зеленым “подрисовываем усы” растительного узора среди листочков и цветов, стараясь заполнить все пустое пространство.
Темно-красным краплаком, можно без разбеливания, подрисовываем тычинки роз.
Заканчиваем роспись шкатулки, проставляя кое-где белилами точки “капелек росы”. Это придает живости изображению.
Заключительным этапом покрываем готовое изделие лаком и шкатулка для украшений готова. Главное, что декоративное оформление сделано своими руками, кроме деревянной заготовки, конечно.
Такая роспись должна получиться в итоге
Трафаретная живопись. Декор шкатулки «Свобода на кончике кисти».
Трафаретная живопись. Декор шкатулки «Свобода на кончике кисти».
С помощью трафаретов очень легко рисовать, и как-то я уже показывала процесс оформления интерьерного панно с помощью трафаретной росписи. Но можно ли так же легко расписать объёмную вещь, например, шкатулку? Я решила попробовать, ведь роспись через трафареты — это довольно простая техника, а также это отличная идея для декора шкатулки.
Для декора шкатулки в технике трафаретной живописи понадобятся следующие материалы:
• акриловые краски «Акрил-Арт»: Маджента, Жёлто-зелёный, Белила титановые, Охра жёлтая;
• трафареты, которые мы будем использовать для рисования;
Трафаретная живопись. Мастер-класс по декору шкатулки.
1. Для начала грунтую заготовку чёрным акриловым грунтом в два слоя.
Грунт, кроме своей основной задачи (грунтовки), будет выполнять роль фона, поэтому сверху покрываю его одним слоем матового лака.
С помощью трафарета, трафаретной кисти и краски «Акрил-Хобби Де Люкс» Оливковый (цвет шикарный, как будто наполненный солнцем, настоящий, очень рекомендую!) оформляю рамки на крышке и на всех четырёх боковинах. Кисть работает круговыми движениями, втиранием, полусухая. Излишки краски с кисти вытираю об салфетку.
С помощью фонового трафарета и той же краски движениями, напоминающими припудривание, оформляю фон внутри полученных рамок. Закрашивание делаю неравномерным, чтобы создать иллюзию фокусного размытия фона за получаемой решёткой.
Для последующей работы я создаю трафарет для росписи: рисунок трафарета скачан с сети и вырезан из простой канцелярской папки для бумаг. В этом трафарете вырезан и общий букет цветов, и цветы по отдельности, что даёт возможность нарисовать их много и разных. По краю трафарета так же вырезаны маски части цветов, что позволяет оформлять затемнение вокруг получаемых цветков (я это делать не буду). Трафарет можно крутить как хочется и создавать или веточку с одним цветочком, или же огромный букет.
По моей задумке это будет ветка с несколькими цветками, пробирающаяся сквозь решетку-изгородь на свободу. На боковинах шкатулки я таким же трафаретом нарисую молодые бутоны с листьями.
Красками Хаки, Оливковый, Маджента + капелька Чёрного, создаю подмалёвок (нижний слой всего рисунка).
Далее в оформлении лепестков использую только белый цвет, где-то высветляя сильнее, где-то не очень.
Красками Охра жёлтая, Лесная зелень и Жёлто-зелёная оформляю листву и сердцевину цветка. Работаю в основном трафаретной кистью, но кое-где на помощь приходят и другие кисти.
После того, как ветки будут прорисованы, чёрной краской кое-где прорисую решётку, чтобы визуально часть веток убрать за неё.
Краской «Деколор» Старая бронза, тоже трафаретной кистью через трафарет, оформляю надпись.
Креплю замочек и, несмотря на то, что данная фурнитура под бронзу, его тоже припудриваю красой Старая бронза, чтобы сделать единым оттенок надписи и фурнитуры.
Опять беру трафарет с надписью и, точно совместив трафарет с уже полученной надписью, выкладываю его повторно рельефной пастой цвета графит.
После высыхания, опять совмещаю рельеф с трафаретом и покрываю весь рельеф краской деколор старая бронза. Первый красочный слой мне нужен был, так как в рисунке трафарета надписи есть очень тонкие линии букв, через которые рельефная паста категорично не хотела ложиться, а без этих линий буквы были бы не целыми… надежды же на то, что выложенный после рельеф не помешает прорисовке тонких линий, было слишком мало, чтобы рисковать.
С помощью губки припудриваю ребра и кромки всей шкатулки.
Вот и всё, три взмаха кисти, капельки красок и сама не заметила, как шкатулка оказалась готова Просто, быстро, легко! Как я и люблю 🙂
Источники:
http://sdelala-sama.ru/rospis/1275-rospis-shkatulok-svoimi-rukami-master-klass.html
http://zen-designer.ru/learn/687-rospis-shkatulok-tsvetochnym-uzorom-master-klass
http://tairtd.ru/information/master-class/Trafaretnaya-zhivopis-Dekor-shkatulki-Svoboda-na-konchike-kisti-.html