Витражная роспись по стеклу: трафареты и мастер класс вазы своими руками

Витражная роспись, материалы и всё необходимое

Здравствуйте, дорогие пикабушники!

Этот, давно обещанный мною, пост посвящен витражной росписи и всем необходимым для этого материалам и инструментам. А чтобы было не совсем скучно, продемонстрирую некоторые свои работы, которые еще не постила, и параллельно расскажу как расписывала вот эту вазу в стиле Тиффани:

Напомню, витражная роспись — это имитация классического витража с помощью специальных красок. Также этот вид творчества иногда называют заливным витражом, а в промышленном масштабе существуют даже специальные станки по выполнению контуров и заливке краски. Но мы, конечно, рассмотрим ручной вариант.

Итак, чтобы заниматься витражной росписью необходимы краски двух видов: контуры по стеклу и непосредственно витражные краски. Все они в свою очередь бывают на водной основе (требуют обжиг) и на сольвентовой (не требуют обжига). Первые не токсичны и позволяют быстро высушить изделие в духовке — это однозначно плюсы. Вторые высыхают сами, хоть и дольше, и не требуют мороки с духовкой. Но такие витражные краски токсичны и имеют довольно резкий запах растворителя, поэтому желательно с ними работать в респираторе и хорошо проветриваемом помещении. Я пользуюсь красками на сольвентовой основе, мне так удобней и привычней.

Остановимся подробней на контурах.

Контуры по стеклу — это густые краски в тюбиках с тонкими носиками. Как понятно из названия, они необходимы для создания контуров, имитирующих пайку отельных стеклышек в классическом витраже, и необходимы для разделения красок разных цветов. На стекло они кладутся объемной колбаской. Также контуры по стеклу идеально подходят для точечной росписи, о которой я тоже писала ранее.

Многие начинающие мастера задаются вопросом, материалам какой фирмы отдать предпочтение. Признаюсь, для меня этот выбор тоже не был простым, так как у всех мастеров свои предпочтения и то, что нравится одним, может не понравиться мне. Но в итоге я перепробовала несколько вариантов и подобрала для себя оптимальные контуры. Расскажу о характеристиках контуров таких фирм: Decola, Таир, Pebeo, Lefranc&Bourgeois, Hobby Line.

Декола и Таир — это контуры отечественного производства, но они по своим свойствам очень отличаются. Деколовские довольно жидкие, на стекле немного растекаются и при высыхании оседают, что делает контур не очень выпуклым. Кроме того, идеальных линий получить практически невозможно, потому что в этих контурах постоянно попадаются пузырьки воздуха, что видно на фото (самая верхняя зеленая линия). Поэтому именно для витражной росписи я их не использую, а вот для точечной очень даже часто. К примеру вот эти бокалы я расписывала именно Деколовскими контурами:

Таировские контуры наоборот одни из самых густых. У них очень широкая цветовая гамма и качество на высоком уровне. Единственный минус для меня — это недостаточная сцепляемость с поверхностью в процессе нанесения. Это вызвано именно тем, что они густые. Напомню, что когда наносишь контур, его носик должен быть навесу и контур должен как бы тянуться и опадать на стекло. Так вот, когда тянешь линию Таиром, контур не опадает сразу, а как бы слишком долго тянется по воздуху за носиком. Из-за этого часто приходится держать носик тюбика вплотную к стеклу, а это усложняет нанесение ровных линий. Чуть дрогнула рука и всё, линия испорчена. Можно приноровиться, конечно, но меня это до сих пор иногда напрягает.

Контуры Pebeo, французского производства, в принципе меня пока устраивают. Конечно, с ними тоже иногда бывают казусы с теми же пузырьками, но в общем они одни из лучших. Хорошо тянутся, идеальная консистенция, плотные красивые цвета. Пожалуй у этих контуров два минуса — это не очень богатая цветовая гамма и относительно высокая цена.

Контуры Lefranc&Bourgeois долгое время были у меня единственными. Именно с них я и начинала. Тоже произведены во Франции, качество очень хорошее. По своим характеристикам они практически такие же как и Pebeo, но мне почему-то роднее и милее. Думаю, как раз из-за того, что были у меня первыми. Большинство моих работ выполнены именно Лефранками. Сейчас их многие ругают, что качество уже не то, но я стала искать им альтернативу по другой причине. В России их довольно сложно находить. Нужно заказывать заранее, потом долго ждать, еще и цены не стабильные. А ведь бывает так, что краска нужна срочно и приходится идти в художественный магазин и брать то, что есть.

И последняя марка — это Hobby Line C.Kreul. Ко мне он попал случайно, потому что мне был нужен именно голубой контур и никаких других марок в наличии не было. Именно такой контур для витражной росписи не подходит — носик слишком толстый, а сам контур жидковат, и если носик можно в принципе поменять, то линии всё равно расплываются. Потом оказалось, что есть еще другие контуры этой марки, но мне их попробовать пока не довелось. А так, я использовала этот контур тоже в точечной росписи, а именно в этих бокальчиках:

Читать еще:  Роспись по шелку: мастер класс для начинающих и художественная техника

Теперь вернемся к вазе, процесс создания которой я обещала продемонстрировать.

Витражная роспись любого стеклянного изделия начинается с обработки стекла, а именно с тщательного его обезжиривания. Вторым этапом как раз и является нанесение контура. В этот раз я, как и обычно, использовала контур Lefranc&Bourgeois. Форма моей вазы очень усложняла работу. Приходилось делать и приклеивать бумажные трафареты и всё равно выходило не очень аккуратно.

Особенно я намучилась с параллельными кругами на самом узком участке вазы. Во-первых, само место не очень удобное, а во-вторых, они никак не хотели быть параллельными.

Были даже мысли плюнуть и забросить это дело, но потихоньку я всё же осилила контур. Не идеально, но на то это и ручная работа. Вот, что в итоге вышло:

Контуры высыхают быстрей, чем витражные краски. Схватываются за час-два, а полностью сохнут примерно за 12 часов-сутки.

Второй этап работы — это заливка витражной краски. Остановимся на красках подробней.

Витражные краски — это довольно жидкие прозрачные краски в баночках, которые позволяют создать качественную имитацию витража. Я использую в работе краски трёх фирм: Lefranc&Bourgeois, Pebeo, а также краски фирмы Marabu (производство Германия).

Лефранки меня всегда устраивали, единственный их минус — это большой объем и свойство постепенно загустевать. То есть, если рисую не очень часто, то есть вероятность, что будут засыхать в баночках. Но большая цветовая гамма, чудесные яркие оттенки, однородность и оптимальная консистенция конечно же перекрывает эти недостатки. К сожалению, их так же как и контуры этой фирмы, сложно найти в России.

Краски Pebeo и Marabu по своим свойствам очень похожи друг на друга. Они даже пахнут почти одинаково. По консистенции более жидкие, чем Лефранки, за счет этого в процессе заливки чаще образовываются пузырьки, которые нужно убирать кисточкий или иголкой. Но зато они в разы медленней загустевают в баночках. Цвета яркие и красивые. По объему Marabu самые маленькие, что лично для меня удобней всего. Стоимость их в принципе соизмерима, так как они все хорошего качества.

Все эти витражные краски славятся своей высокой прозрачностью и однородностью, что как раз и является показателем качества. На фото примеры красок: зеленая — Лефранк, голубая — Pebeo, желтая — Marabu

Витражные краски наносятся на стекло круглыми кистями, которые должны быть жесткими и желательно синтетическими. Во-первых, натуральные кисти мягче, а во-вторых, из них часто выпадают щетинки и портят покрытие. Я пользуюсь кистями трёх диаметров. Вот мои видавшие виды кисточки:

Свою вазу я в основном красила средней кистью. Устанавливала вазу горизонтально, заливала участки, которые оказывались сверху и ждала пока они подсыхали. Следила, чтобы краска не растекалась и не скапливалась в уголках участков. После схватывания краски немного поворачивала вазу вокруг ее оси и заливала соседние участки, которые после вращения оказывались самыми верхними. Краска схватывается примерно за час, перестает браться через 8-10 часов и высыхает полностью через пару суток. Поэтому процесс покраски был долгий и растянулся на несколько дней. Вот результат:

Последним и завершающим этапом работы является лакировка. Но нужна она только если изделие будет активно использоваться, часто мыться. К примеру, если это посуда или какая-нибудь стеклянная шкатулка, которую постоянно берут в руки. В случае с вазой этот этап не обязателен, так как она будет просто частью интерьера.

Я пользуюсь стекловидным лаком Maimeri Idea Decoupage и плоскими кистями разных размеров. Этот лак после высыхания становится абсолютно прозрачным, но не таким твердым как стекло, а эластичным, поэтому подходит и для кожи. При нанесении лака часто образуются мелкие пузырьки и это еще одна причина не использовать его без особой надобности.

Вот, пожалуй, и всё, что касается основных материалов и инструментов для росписи по стеклу. Конечно, есть еще масса дополнительных материалов — структурные пасты и гели, медиумы, краски с различными эффектами, глиттеры и прочее многообразие. Но с этим всем лучше знакомиться постепенно.

Витражная роспись на стекле в закладки 10

Идеи для росписи посуды от MaryElizabeth

Вот такой подарочный набор можно изготовить самостоятельно, воспользовавшись профессиональными красками на водной основе, предназначенными для обжига.

Такая посуда может выдерживать даже мытье в посудомоечной машине без повреждения рисунка.

Для этого набора использованы два прозрачных бокала, белые тарелки, а также нож и лопатка для торта с белой ручкой. Павлинье перо тех же цветов и формы изображено и на панно.

Прозрачные пузатые низкие стаканы для спиртных напитков выглядят без жидкости не очень эффектно, но с помощью росписи это легко можно исправить.

Читать еще:  Витражи на стекле своими руками по трафаретам: делаем витражными красками по фото

Еще более утонченно смотрятся благодаря росписи высокие узкие бокалы.

Расписанный в красно-оранжевых тонах набор напоминает одновременно о легендарной птице Феникс и китайском драконе.

Павлинье перо различных оттенков способно оживить любую прозрачную посуду.

Зеленый лист, напоминающий папоротник, прост в исполнении и достаточно оригинален.

Также интересно смотрятся на бокалах водяные мотивы.

Нераскрывшиеся яркие бутоны создают праздничную атмосферу.

В сочетании с белыми тарелками этот мотив выглядит необыкновенно ярко.

Не менее интересно, но весьма специфически смотрится набор посуды, расписанный исключительно черным цветом. Наиболее эффектны прозрачные березки на бокалах, придающие ощущение невесомости.

А вот набор бокалов с черными кошечками украсит любой стол, настолько этот мотив универсален.

Березки, теряющие пожелтевшие листья – хороший узор для белой чашки.

Блюдо, расписанное под пруд с лилиями, хорошо сочетается с яркими фруктами.

Идеи для росписи низких бокалов на любой вкус:

Прекрасно смотрятся расписанные под сад всех времен года широкие бокалы на высокой ножке.

При росписи прозрачной посуды следует учитывать цвет напитка, для которого предназначен бокал, так как цвет жидкости будет влиять на общее впечатление от посуды.

Пожалуй, самым популярным мотивом, использующимся как в промышленном производстве посуды, так и при ручной росписи, являются разнообразные цветы.

Такая уникальная и красивая посуда может стать превосходным подарком по поводу торжественных событий и памятных дат.

Мастер-класс роспись вазы витражными красками от Татьяны Четверговой

Для создания этой чудесной вазочки нам потребуется:

– гладкая стеклянная ваза;
– нарисованный на бумаге эскиз;
– ватные тампоны и спирт для обезжиривания поверхности;
– контур по стеклу/керамике в тубе со съёмной конусообразной насадкой;
– акриловые краски по стеклу и керамике;
– кисточка и палитра.

Сворачиваем эскиз в трубочку и вставляем в середину вазы. Такой вариант хорош для высоких узких сосудов для цветов, в более объемной посуде бумажный лист попросту не будет держаться – его следует слегка намочить и приклеить к стеклу с внутренней стороны.

Роспись вазы начинается с прорисовки основных линий контуром серебристого цвета. Эскиз следует обводить аккуратно – работа монотонная и требующая терпения, однако в конечном итоге эти усилия будут оправданы!

Промежуточный результат особых восторгов не вызывает, однако главное – не останавливаться на полпути! Проверяем точность копирования эскиза и отсутствие промежутков между линиями контура, после чего можно переходить к следующему этапу.

Роспись вазы красками – более интересное и творческое занятие, чем обведение контуров. Собственную фантазию можно не ограничивать, тогда на одной вазе распустятся нежно-розовые цветки сакуры, на другой – фиолетовые ирисы, а на третьей… когда до нее доберемся, тогда и придумаем!
Важный момент – разводить краску на палитре следует небольшими порциями, поскольку она очень быстро засыхает.

Вначале наносим темный оттенок, делая его более насыщенным ближе к середине цветка или основанию бутона и более светлым – к краям цветов и бутонов.

Затем наносим краски светлых оттенков – на каждом лепестке должен осуществляться плавный переход оттенков.

Осталось только заполнить черной краской контуры веточек – и вазочка с цветущей сакурой готова! (и хотя цветки больше похожи на орхидеи, именно из-за веточек у меня возникли ассоциации с цветением японской декоративной вишни)

Обычная грубоватая стеклянная ваза стала выглядеть изящно и утонченно – она поможет расставить яркие акценты и отлично впишется в любой интерьер.

Подобным образом можно расписать не только вазы, но и любую стеклянную посуду – пылящееся содержимое кладовок и антресолей получит новую жизнь!

Ручная роспись вазы: 3 мастер-класса и 45 идей декора

Вазы из стекла или керамики, расписанные и украшенные своими руками, могут стать отличным подарком, украшением свадьбы или предметом декора для вашего дома. Ручная роспись по стеклу/керамике в зависимости от желаемого рисунка и техники может быть как сложной, требующей навыков, так и очень простой, доступной новичкам.

Мастер-класс №1: Стильная геометрия для начинающих

Чтобы создать вот такой лаконичный и стильный декор вазы своими руками не нужно уметь рисовать – ровные и аккуратные полоски, зигзаги и пересекающиеся линии можно создать с помощью малярного скотча.

Вам понадобится: спрей-краска, акриловая или витражная краска для стекла и керамики, кисть (для акриловых красок подойдет синтетическая кисточка, для витражных – натуральная), малярный скотч (лучше разной ширины), а также жидкость для снятия лака или спирт для обезжиривания поверхности, ватные диски и палочки.

  1. Обезжириваем керамическую или стеклянную вазу ватным диском и любым обезжиривателем;
  2. Как только поверхность высохнет, обклеиваем скотчем вазу по принципу трафарета, например так, как показано на этих фото (листайте вправо).

Совет: очень красивого эффекта можно добиться, обклеив вазу узким скотчем как показано ниже.

  1. Вазу ставим на газету и начинаем аккуратно прокрашивать незаклеенные участки и дно, заходя на скотч, чтобы края рисунка на вазе были четкими. В данном мастер-классе используется краска в баллончике, но вы можете использовать акриловые или витражные краски, а также дополнить рисунок контурами.
  2. Теперь осталось дождаться, когда краски просохнут полностью. Время высыхания у всех красок бывает разное, поэтому ориентироваться надо на указания производителя. Спрей-краски сохнут очень быстро и не требуют запекания, а вот акриловые и витражные, как правило, можно запечь, поставив вазу в духовку на 15 минут при температуре 150 градусов, либо дать им высохнуть естественным путем 2-4 часа.
Читать еще:  Гербера из полимерной глины: пошаговый мастер класс для новичков и более опытных

Для вашего вдохновения мы подобрали самые красивые идеи оформления ваз своими руками с помощью скотча. Взгляните на фото ниже – этот простой декор сможет украсить даже самую элегантную свадьбу.

Напольные вазы – очень большие, а потому ручная роспись по ним дело долгое и трудоемкое, но использовав скотч как трафарет вы сможете украсить их максимально быстро.

Внимательно отнеситесь к выбору цвета красок. Необычные оттенки, например, золотые, серебряные, медные, пастельные, а также белый и черный цвета сразу превратят обычную стеклянную или керамическую вазу в дизайнерский предмет декора.

Мастер-класс №2: Точечная роспись вазы

Для тех, кто не ищет легких путей и желает украсить вазу более сложным рисунком, предлагаем освоить технику точечной росписи, которая также называется пике или point-to-point.

Вам понадобится: спирт или ацетон, ватные диски и палочки для обезжиривания и коррекции рисунка, а для рисования подготовьте качественные контурные краски, например, от Marabu или Decola. Также вы можете воспользоваться акриловыми красками и маленькой синтетической кисточкой, ватной палочкой или зубочисткой.

  1. Сначала нужно обезжирить вазу и дождаться ее высыхания.
  2. Мастера точечной росписи могут нанести рисунок на вазу без помощи эскизов, виртуозно импровизируя в процессе творчества. Но начинающим декораторам лучше предварительно наметить контуры желаемого рисунка.

  • Перенести картинку на непрозрачную вазу можно с помощью мягкого простого карандаша: распечатываем или рисуем картинку в подходящем размере, вырезаем, и кладем ее на другой лист бумаги «лицом» вниз, а затем тщательно карандашом закрашиваем изнанку листочка с рисунком. Ваша задача щедро покрыть всю площадь картинки грифелем. Теперь следует приложить и закрепить скотчем листочек закрашенной изнанкой к вазе, а потом прорисовать контуры рисунка тем же карандашом (лучше тупым) как показано на фото справа. Таким образом, на поверхности останется еле заметный эскиз, который облегчит вам работу;
  • Чтобы расписать стеклянную вазу, достаточно распечатать или нарисовать вспомогательный эскиз вручную, а затем приклеить его с обратной стороны.

Совет: выбирая рисунок для прозрачной вазы помните, что узоры или изображения на ее стенках будет пересекаться друг с другом. Поэтому основной рисунок лучше разместить на одной стороне вазы, а на ее остальную часть нанести фоновую, то есть ненавязчивую роспись.

  1. Прежде чем начать роспись ваз, потренируйтесь на бумаге ставить одинаковые по величине точки, выдерживая равный интервал, который должен быть таким, чтобы точки были различимы, но при этом формировали единую неразрывную линию.

Протестируйте все контуры – они не должны быть жидкими и густыми. Также подготовьте иголку для прочищения носика тюбика и ватную палочку для коррекции неудавшегося рисунка.

Если нанесение точечного изображения прямо из тюбика кажется вам сложным или у вас нет контурных красок – не беда, воспользуйтесь акриловыми красками. Точки разного размера можно ставить с помощью подручных средств – ластика на карандаше, зубочистки, иглы, ватной палочки, маленькой кисточки и даже ее тупого конца как показано на фото.

  1. Когда рисунок будет закончен, поставьте вазу запекаться в духовку согласно рекомендациям производителя. Как правило, полностью краски высыхают через 24-72 часа естественным путем или с помощью запекания в духовке в течение 30 минут при температуре 170 градусов (если вы использовали запекаемые контуры). Разумеется, большие напольные вазы, которые не помещаются в печь нужно сушить естественным способом.

Идеи для декора керамической вазы можно почерпнуть из следующей подборки фото.

А вот примеры точечной росписи по стеклу.

Мастер-класс №3: Витражная роспись стеклянной вазы

Контурами можно рисовать не только в точечной технике – в сочетании с витражными красками ручная роспись ваз может имитировать витражное стекло.

Вам понадобится: обезжириватель, ватные диски и палочки, контуры, витражные краски, натуральная кисть, а также вспомогательный эскиз, распечатанный или нарисованный своими руками (при необходимости).

Совет: витражные краски бывают на разной основе. Для росписи вазы подойдут краски на спирту или воде. Также имейте в виду, что незапекаемые краски нужно закреплять специальным лаком для витражной росписи. Этот вариант больше подойдет для оформления большой напольной вазы, которая не поместится в духовку, в иных случаях лучше покупать запекаемые краски.

  1. Обезжирьте стекло;
  2. Закрепите эскиз изнутри вазы;
  3. Начиная от дальней части рисунка нарисуйте замкнутые контуры, при необходимости корректируя линии. Затем дайте контурам высохнуть около 2 часов. Ускорить процесс поможет фен или запекание в духовке в течение 15 минут (150 градусов);
  4. Теперь вам нужно заполнить контуры краской, равномерно распределив ее с помощью кисти. Витражные краски текучие и жидкие – к ним нужно приноровиться. Главные принципы – витражная краска должна соприкасаться с контуром, также нельзя оставлять «непрокрасы».
  5. И наконец, ставим расписанную вазу в разогретую до 150-170 градусов духовку на полчаса.

Подробнее о витражной технике можно узнать в следующем видео.

Источники:

http://pikabu.ru/story/vitrazhnaya_rospis_materialyi_i_vsyo_neobkhodimoe_4206760

http://delaemrukami.boltai.com/topics/vitrazhnaya-rospis-na-stekle/

http://kitchendecorium.ru/accessories-decor/dekorirovanie/ruchnaya-rospis-vazy.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: